Project Air View – экологический стартап компании Google

Чистый воздух имеет решающее значение для жизни на Земле, но, по данным международной организации здоровья (World Health Organization), более 90 процентов населения мира дышит загрязненным воздухом.

Можно ли играть на детской площадке ребёнку-астматику? Безопасны ли велосипедные дорожки? Где лучше всего совершать утренние и вечерние пробежки? Как помочь городским планировщикам, работающим над сокращением вредных выбросов? Насколько вредно гулять вдоль оживленной городской автомагистрали? На все эти вопросы даст ответ проект компании Google под названием Project Air View начавшийся в октябре 2018г в Копенгагене.

Суть проекта состоит в составлении городской карты загрязнения воздуха.

Первым всегда тяжелее, или история одного "факапа".

В наш суматошный век планшетов, нетбуков, смартфонов и прочих цифровых «гаджетов» очень забавно вспомнить первые детища цифровой эпохи. Вот, например, знаете ли Вы, кто придумал ноутбук, и сколько весила первая модель?

Придумал это устройство замечательный «компьютерный архитектор» и автор первой в мире книги по микрокомпьютерам Адам Осборн (Adam Osborne, 6.03.1939 – 18.03.2003).

Осборн поставил своей целью создать компьютер, который можно было бы брать с собой в самолет и работать во время полета, а также снабдить его пакетом разнообразных программ. К тому же, он должен был быть не только надёжным устройством, но и простым по своей конструкции и использованию. Дело в том, что в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века понятие персональный компьютер было весьма расплывчатым. Большая настольная «коробка с телевизором» занимала достаточно много места, обладала весьма ограниченными вычислительными возможностями, да и стоила - «мама не горюй»!


Такая машина для многих научных работников и бизнесменов представлялась чудом инноваций! Справедливости ради надо отметить, что в СССР большие вычислительные машины, занимавшие целые этажи зданий, работали до начала 90-х годов, пока в «незалежную» уже Украину не начали поступать персоналки типа ХТ и АТ «белой» (европейской или американской) или «жёлтой» (Гонконг, Сингапур, Тайвань) сборки. Китай в те времена «нервно курил в сторонке».

Так вот, в апреле 1981 года благодаря усилиям Адама Осборна и его компаньонов появился первый малогабаритный компьютер с очень неплохими ( на то время) характеристиками. Память – 64 Кб, а в качестве долговременного запоминающего устройства – две гибких дискеты по 100 Кб. Эта ЭВМ стала первым и успешным (в коммерческом плане) портативным компьютером с полным пакетом необходимого программного обеспечения, поставляемого в комплекте. Даже стоимость такого «девайса» в 1795 американских не останавливала публику.


Прийти к клиенту со своим компьютером (!) и на его глазах подготовить контракт, или сделать пробный расчёт - это солидно! Ничего подобного до того времени просто не существовало.

Правда, мечты своей Адам в этом изделии не достиг (в смысле пользоваться компом в самолёте). Этот гаджет весил 13кг и питался исключительно от сети.


В 1982 году компания Osborne Computer представила свой новый портативный компьютер «Osborne Executive» в неповторимом форм-факторе «цифровой чемодан».

Этот компьютер был избавлен от многих недостатков первой модели и имел ОЗУ уже в 124кБ, да и дискетки принимал по 204 Кб. Кроме того, он понимал дискеты, отформатированные на других машинах, и даже с другой ОС. Вот только питался этот девайс тоже от сети и вес не поменял. Цена в 2750 $ потребителей устраивала.


Адам Осборн наткнулся на настоящую золотую жилу. В мае 1983 года компания Osborne Computer Corp. была самой преуспевающей компанией Кремниевой Долины. Реализация продукции проходила успешно и до конца 1983 года было продано уже 100 тысяч портативных компьютеров Osborne.

Казалось, ничто не угрожало бизнесу Осборна. Планов - громадьё, наработок-масса, деньги есть, рынок сформирован… Но проблема оказалось в том, что и Осборн и его соратники были хорошими технарями и не уделяли должного внимания маркетингу и менеджменту.

К сожалению «пиджаки», которые работали вместе с ними, интересовались только сиюминутными прибылями и не заботились о долгосрочных программах компании. Несвоевременная и очень агрессивная рекламная компания новой модели компьютера Osborne Executive привела к тому, что предыдущую модель перестали покупать. Компания все силы бросила на продажу техники и забросила следующую разработку, о которой уже проанонсировали в рекламных пресс-релизах, как о готовом изделии (!).

Не успев достичь вершины своего успеха, Осборн потерпел сокрушительное поражение. В конце 1983 года, когда компания Осборна катилась к банкротству, весь компьютерный мир с замиранием сердца следил за ее падением - с таким же удивлением, как когда-то следил за ее восхождением.

Мораль этой истории проста. Достигнув определённого успеха в инновационном бизнесе, ни в коем случае нельзя останавливаться, ибо те, кто дышит в затылок, не только обойдут конкурента - они его затопчут!

Все, что произошло, стало поучительным уроком и предостережением о скрытых ловушках, подстерегающих новые стартапы.

Ну, а успешно сформированную компанией Осборна новую потребительскую нишу быстро занял IBM.


P. S. Впоследствии, предварительное объявление новой модели продукта, вызывающее катастрофический крах спроса на более старые модели, маркетологи назвали эффектом Осборна.

В 1984 году Адам Осборн вместе с Джоном К. Дворжаком написали мемуары о своем печальном опыте. Книга называлась "Hypergrowth: The Rise and Fall of Osborne Computer Corporation" и стала самым продаваемым бестселлером своего времени.


_________________________________

Рекомендуем почитать:


Комментарии

Отправить комментарий

Мы будем Вам благодарны за Ваши комментарии

Подпишитесь на обновления блога и Вы узнаете много интересного!
_______________________________