Project Air View – экологический стартап компании Google

Чистый воздух имеет решающее значение для жизни на Земле, но, по данным международной организации здоровья (World Health Organization), более 90 процентов населения мира дышит загрязненным воздухом.

Можно ли играть на детской площадке ребёнку-астматику? Безопасны ли велосипедные дорожки? Где лучше всего совершать утренние и вечерние пробежки? Как помочь городским планировщикам, работающим над сокращением вредных выбросов? Насколько вредно гулять вдоль оживленной городской автомагистрали? На все эти вопросы даст ответ проект компании Google под названием Project Air View начавшийся в октябре 2018г в Копенгагене.

Суть проекта состоит в составлении городской карты загрязнения воздуха.

Я СПРОСИЛ У ЯНДЕКСА…

Одним из партнёров Европейской стартап-конференции Startup AddVenture (Europe Venture Summit) 2013, проходившей в Киеве в начале декабря, была компания Яндекс, владеющая одноимённой поисковой системой.

Надо отметить, что Яндекс - это не просто поисковая система, это мощный интернет-портал, предоставляющий своим пользователям более 50 сервисов и занимающий по популярности 18 место в мире и первое место в России.

Предлагаем Вашему вниманию интервью с генеральным директором компании «Яндекс-Украина» Сергеем Петренко.
 

-Ваша компания является партнером и спонсором мероприятия STARTUP ADD VENTURE. Зная политику Яндекса по отношению к стартапам, хочется спросить , какие ожидания у вас были и оправдались ли они?

- У нас не бывает конкретных ожиданий, мы не ожидаем получить золотой ключик, который сразу откроет все двери и все получится, это несерьезно. Это еще одно хорошее мероприятие по созданию правильной атмосферы развития стартапов, стартап – культуры. Я бы сравнил эту атмосферу с кипящим котлом. Ведь все плюсы Кремниевой долины в том, что в ней есть возможность постоянно общаться, вариться в одном котле – несколько десятков тысяч человек постоянно работают вместе, общаются, «опыляют» друг друга идеями, и в результате получается сотня тысяч успешных проектов. Поэтому это мероприятие - одно из элементов такого же движения, и судя по оживленной атмосфере и зажигательным речам, оно удалось.

- На Вашем мероприятии «Яндекс-Старт» в Одессе прозвучал посыл, что Яндексу не интересны проекты, связанные с новыми социальными сетями. Аналогично тому, как патентное ведомство в свое время перестало рассматривать идеи вечных двигателей, так Яндекс перестал принимать идеи по социальным сетям?

- Хорошая аналогия :). Я бы тут разделил две вещи. Во-первых, Яндекс не является портфельным инвестором. Он не вкладывает деньги в проекты, чтобы через пару лет на IPO получить какой-то купонный доход и уйти с увеличенным капиталами.

- В отличие от Google ?

- Google тоже не делает так. У него, правда, есть «Google - ventures», но это отдельное предприятие. Сама же компания, как и большинство крупных интернет – компаний, не занимается инвестированием в расчете на некий постоянный доход, это не рантье. Мы занимаем ту же позицию.

Нас интересуют ресурсы (стартапы) целиком. Это своеобразная покупка времени: стартап может быстро проверить работоспособность той или иной идеи, а мы воспользуемся этими результатами.

Это может быть покупка умных и трудоспособных людей, которые могут быть полезны нашей компании. Это может быть покупка некой технологии, которой мы можем дать свои вычислительные мощности, доработать и приспособить для своих нужд.

Некоторые сегменты IT технологий нас могут просто не интересовать. Например, если нам предложат проинвестировать новую платежную систему, то это нам не интересно. У нас уже есть Яндекс - деньги и это отдельная часть бизнеса, а создавать ещё одну такую же систему смысла нет.

Или, если нам предложат на рассмотрение какую-то новую социальную сеть, то это тоже нам не интересно. Проблема в том, что, к сожалению, в нашем нынешнем стартап-движении как раз и преобладают совершенно бесперспективные проекты - а’ля очередная социальная сеть. Это своеобразная дань моды, этакая IT-пена, которая не интересует ни одного серьёзного инвестора. Но всегда будет стремление создать такую сеть которой ещё не было, например, «сеть для тараканов с жёлтыми тапочками». Если сделать такую сеть, то все тараканы с жёлтыми тапочками будут наши! Или, если все делают сервисы по анонимному браузингу, то давайте и мы делать такие сервисы! Например, вчера один из таких анонимных сервисов признался, что у него 3 млн бесплатных пользователей и ноль платных. И у них основная проблема – как же, все таки, их сконвертировать… Поэтому те принципы, которые мы излагали ранее на «Яндекс-старте», примерно такими и остались. Многие проекты мы не рассматриваем потому, что их просто нет смысла рассматривать.

- Но есть проекты, которые интересуют Яндекс? 


- Да, конечно. Нас интересует все, что связано с обработкой больших массивов данных. Нас интересует все, что связано с разработкой интерфейсов.

- Интерфейс технический или интерфейс «человек-компьютер»?

- Интерфейсы дизайнерские, human интерфейсы, интерфейсы взаимодействия на планшетах, на смартфонах. Нам интересны эти наработки, и у нас идет активная работа в этом направлении – мы готовы воспринять чужую идею, мы готовы подсказать, помочь…

То, что мы попробовали решить нестандартным образом, - это интерфейс нашего браузера на различных устройствах. Вот, например, наш браузер для телефона выглядит таким образом: адресная строка и строка поиска в нем находятся внизу, потому что Вам так удобно с ним работать. А в браузере для десктопа мы вообще постарались убрать все лишнее и честно сказать, что после какого-то времени эксплуатации такого браузера переходить на другие весьма некомфортно.


Кроме таких разработок нам очень интересны разработки, связанные с пользовательской активностью в сети, с интерактивными фитнес-девайсами, которые «наблюдают» за активным образом жизни человека, и тому подобные разработки. Вот, к примеру, у нас есть сервис под названием «крипта», который строит на основании методов машинного обучения и пользовательской информации, которую мы можем собирать, определенный пользовательский профиль. Мы, на самом деле, можем и не знать, что пользователь – мужчина 48 лет, но у нас определенная тестовая выборка, по которой мы видим, как он себя ведет, и поэтому можем сделать определенные выводы, например, что это, скорее всего, мужчина в возрасте от 35 до 50 лет. Благодаря подобным исследованиям, мы разработали такой продукт, который позволяет показывать рекламу тем, кто не смотрит телевизор.

- Расскажите о сервисе крипта подробнее. Это что-то вроде сервиса Google, которому пользователь «разрешает» собирать о себе информацию?

- Ну, на самом деле этот сервис собирает информацию не про Вас, а про Ваш браузер, предполагая, что пользуетесь им только Вы. При этом, если Вы пользуетесь разными браузерами, или браузерами на разных устройствах, то пользователь будет совершенно по- разному характеризоваться. Но из этого сервиса может вырасти достаточно серьезный проект. В октябре, например, мы анонсировали новую платформу персонализации «Атом». Это достаточно интересная штука, которая позволяет предоставлять внешним сайтам некие вероятностные характеристики потенциального пользователя. Когда в интернет-магазин «заходит» потенциальный покупатель, ресурс о нем не знает ничего. Так вот, наш сервис подскажет, какой конкретно товар интересует этого покупателя, и в каких цветах ему показывать таблицы и кнопки.


- А не думали ли Вы использовать подобную платформу для системы обучения? Ведь задачи весьма похожи. Есть модель учащегося, поведенческие характеристики которого в некой обучающей системе тоже желательно предугадывать.

- Тема обучения интересная, но очень глубокая. Мы недавно запустили сервис для он-лайн прохождения ЗНО. Пока это самый, пожалуй, полный сервис на сегодняшний день – там все 14 предметов и архив вопросов за 5 лет. Мы надеемся, что это станет рабочим инструментом для учителей, и надеемся также, что этот наш первый шаг в он-лайн обучении станет успешным и нужным.

- А много ли сотрудников Яндекса работает в Украине?

- Всего порядка 500 человек. В киевском офисе 90 человек. Это разработчики, маркетологи, отдел продаж, отдел развития бизнеса. Есть офис разработки в Симферополе, офис разработки и развития в Одессе, который возник в Украине первым.

- Какой из проектов, представленных на саммите, Вам понравился?

- Здесь представлено много интересных проектов, причем, некоторые я вижу уже не первый раз. Но самое главное – это то, что саммите царит очень креативная атмосфера и это, пожалуй, главная цель мероприятия. Не найти очередной фейсбук и показать инвесторам, а создать соответствующую творческую атмосферу, в которой каждый может не только показать себя, но и увидеть тех людей, которых в привычной жизни вы не встретите никогда. Ведь не каждый может позволить себе съездить и пожить в Кремниевой долине, чтобы послушать и поучиться у гуру IT-бизнеса. А вот возможность привести экспертов сюда позволяет молодежи видеть «идолов» стартап-течения воочию и пообщаться с ними «на короткой ноге».

Что же касается проектов, то, к сожалению, большая часть разработок представляет как раз социальные сети для «тараканов с желтыми тапочками».

Вчера я участвовал в мастер-классе, посвященном проблемам быстрого роста, или, как говорят сейчас, вирусного распространения продукта. Так вот, большинству ребят можно было задать один и тот же вопрос: «А зачем вы делали этот проект?». Большинство стартапов работает по принципу – давайте к этому добавим вот это, а потом будем искать, какую проблему это поможет решить. Классический пример – студенческий сервис подборки документов для совместной работы с ним. Я, правда, студентом был 20 лет назад, но не помню, чтобы у нас были учебные задания, предусматривающие именно коллективную работу над документами. Работа была индивидуальной. То есть, получается, что надо еще, по большому счету, создать проблему, а затем ее решать. Приблизительно так, как было в свое время с водой. Сначала несколько лет рассказывали, какая плохая в кранах вода, а когда народ стал «ходить по воду» в бюветы, предложили решение проблемы – доставку бутилированной воды домой.

Но, все равно, даже за два последних года я увидел результат. Если пару лет назад молодые люди приходили только с идеями, то сейчас они выступают уже с прототипами. Так что, мероприятие получилось достаточно интересным.

- Проводит ли Яндекс какие-либо учебно-тусовочные мероприятия для стартаперов?

Валерий Пичко (Valerii Pichko) Стартап Ньюс.
- Да. Этим летом состоялся первый «саммер-кэмп». Он проходил с 1 июля по конец августа. Группа около 40 человек жила в Москве, работала над своими проектами, посещала лекции, встречалась с инвесторами и пр. Задача была простая – получить на выходе несколько проектов, которые можно было бы довести до бизнес-моделей.

В этой области мы открыты для партнерства, потому что тема развития инновационного бизнеса очень важна и, к сожалению, в Украине плохо проработана.

- Ну что же, желаем Яндексу успехов и надеемся на сотрудничество!



Валерий Пичко и STARTUP NEWS с саммита Startup AddVenture.
_________________________________________________________________________________

Если Вам понравилась заметка, нажмите на кнопочку «Нравится»!



Рекомендуем почитать:


Если Вы хотите подписаться на обновления блога, отправьте заявочку в форме ниже.
При появлении новой статьи Вы узнаете об этом первым :) 

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Комментарии

  1. После того, как в России забанят гугл со всеми сервисами, у яндекса просто не станет конкурентов и можно будет расслабиться:))

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Мы будем Вам благодарны за Ваши комментарии

Подпишитесь на обновления блога и Вы узнаете много интересного!
_______________________________