ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ - основная форма продвижения
инноваций. Это процесс продажи технологии и "ноу хау",
как с технической, так и с коммерческой точки зрения.
(Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ»)
Вот такое нехитрое определение понятия «Трансфера технологий» приводится в интернет-энциклопедии «ВикипедиЯ» и только те, кто реально сталкивался с этой проблемой, понимают, насколько она велика, и какие тернии приходится преодолевать при попытках освоения новых технологических процессов или внедрения новых технологий.
После приобретения Украиной независимости в 1991 году ее технический, научный и образовательный потенциал оказался в непривычном для себя положении. Передовые научные знания, мощные научные сообщества, развитая высокотехнологическая промышленность, передовая образовательная система и высокообразованное население с основательной научной и технической подготовкой - казалось бы, что еще надо для того чтобы стать успешной европейской страной? Логично было предположить, что после определенного периода адаптации Украина будет двигаться вперед и успешно конкурировать не только на рынке идей и технологий, но и в области исследований и инноваций. Однако этого не произошло...
Несмотря на то, что в конце 1980-х годов Украина имела одни из лучших стартовых условий среди стран бывшего СССР, она так и не смогла воспользоваться ни одним из своих преимуществ. Это привело к тому, что только за последние три года индекс глобальной конкурентоспособности Украины снизился с 72-го места до 89-го среди 133 стран (http://www.weforum.org).
Любая развитая экономика базируется на знаниях. Новые технологии являются главной движущей силой, а успешность их внедрения позволяет получать и заказы, и прибыли, увеличивая тем самым национальный достаток и обеспечивая стабильность . Сегодня всего этого очень не хватает в Украине и за 20 лет бизнес в нашей стране так и не стал цивилизованным. Каждый год около 100 000 студентов выпускается из украинских университетов, но уже нет тех многочисленных НИИ и промышленных предприятий, которые ранее поглощали этот ежегодный поток молодых специалистов и привлекали их к разработке высоких технологий и новых промышленных процессов. Но неужели в Украине уже нет светлых умов и новых разработок? Конечно же есть. Но вот информации о них маловато.
В отчете за 2009 год профессор П.М. Цыбулев (Институт интеллектуальной собственности Украины) так описывал препятствия на пути внедрения инноваций в Украине:
- Ученым не хватает соответствующих знаний, опыта и подготовки;
- Управленцам не хватает эффективных навыков управления исследовательской деятельностью;
- Проблемы финансирования (ну это вечные проблемы);
- Несовершенство законодательства;
- Отсутствие эффективной инфраструктуры для инноваций.
В противоположность этому, мировые рыночные экономики крепнут благодаря использованию экспертов с соответствующей подготовкой, начиная с МВА по патентному и корпоративному праву до специалистов по менеджменту знаний и инноваций. Такие эксперты - редкость в Украине.
Но главное в настоящее время - это осознать, что без таких специалистов движения вперед не будет!
Согласно статистическим данным только 14,2% предприятий привлечены к инновационной деятельности, а что касается объема продаж, то на инновационную продукцию приходится меньше 7%. А если ещё учесть, какая в нашей стране статистика в отношении малого и среднего бизнеса, то реальные цифры гораздо меньше. И проблема не в том,что специалисты не понимают, как новые технологии приносят прибыли, проблема в том, что нет практического опыта в освоении инновационных технологий. Это все еще раз показывает необходимость специального обучения персонала. Причем важно понимать,что даже во времена экономического кризиса сотрудничество ученых-новаторов и инвесторов может быть очень выгодным. Коммерческий потенциал научных открытий и технологических достижений может быть колоссальным, если найдутся специалисты, которые смогут этот потенциал направить в нужное русло.
Вполне естественно, что украинские ученые хотят, чтобы их изобретения и разработки получили мировое признание и поэтому пытаются найти западных инвесторов. Но чем более осведомленными и опытными в области трансфера технологий они будут, тем с более опытными и мощными инвесторами они смогут работать, и тем легче им будет войти со своими технологиями в русло мировой рыночной экономики.
Очевидно, что подготовка специалистов и создание международной системы повышения квалификации научных работников в сфере менеджемента трансфера технологий является одной из основных задач, которые необходимо решить при переходе Украины к настоящей рыночной экономике.
Если анализировать зарубежный опыт в этой области, то видно, что структуры, занимающиеся коммерциализацией научных исследований, создаются при университетах. И это естественно,так как основные научные исследования на Западе проводятся учеными в лабораториях университетов. Эти структуры оказывают консультационные услуги ученым, способствуют привлечению инвестиций со стороны бизнес-организаций, а также проводят тематические тренинги, семинары, учебные курсы по промышленному освоению научных разработок. Все это очень помогает ученым и исследователям приобретать необходимые знания для успешного внедрения своих изобретений.
Очень часто университетские консультационные структуры реорганизуются в самостоятельные учебные организации и проводят обучение в области инновационного менеджемента и трансфера технологий. В таких учебных структурах используются разнообразные формы обучения: дистанционное обучение, очные тренинги, краткосрочные курсы, семинары, вебинары и пр. Учебные мероприятия проводятся в соответствии с утвержденным графиком по разнообразным программам и рассчитаны на слушателей с разным начальным уровнем подготовки, что дает им возможность планировать свое обучение в соответствии со своими возможностями и потребностями.
В Украине же в советские времена все серьезные научно-технические разработки проводились в закрытых НИИ и финансировались министерством обороны. Проблемы внедрения разработок ученых особо не беспокоили. В настоящее время те отдельные организации, которые еще пытаются заниматься научной деятельностью, понимают, что их открытия и разработки (как нынешние, так и оставшиеся со времен СССР) никто, кроме самих разработчиков, не будет «проталкивать» по тернистой дороге внедрения. И вот тут возникает самая большая проблема – ученые и специалисты просто не знают, как грамотно это сделать! В советские времена их этому никто не учил! Да и в настоящее время такой системы обучения не существует, несмотря на крайнюю в ней необходимость. Те же образовательные мероприятия по теме инновационного менеджмента и трансфера технологий, которые проводятся некоторыми университетами и госструктурами, малоэффективны и не имеют систематического характера. Учиться же этому за рубежом весьма проблематично как по финансовым причинам, так и по причинам языкового барьера. Кроме того, такое обучение не учитывает особенностей национальной нормативно - правовой базы и не знакомит с лучшим отечественным опытом в этом вопросе.
Правда, положа руку на сердце, можно с уверенностью сказать, что такая же грустная ситуация наблюдается не только в Украине, но и во всех странах СНГ и ГУАМ.
Вывод очень простой, если мы хотим добиться успеха в сфере высоких технологий – придется учиться. А учиться, как известно, никогда не поздно.
STARTUP NEWS
Ну что же, написанное в статье понятно, а вот что будет делаться в реальности, пока не представляю. Мне показалось, что заниматься инновациями нужно не "несмотря на кризис", а именно сейчас, в условиях кризиса. Поясню, что я имею ввиду: инновации требуют "длинных денег", сроки окупаемости вложений велики, эффект от их использования отсрочен... и т.д. - это те издержки, которые всегда сопутствуют их внедрению, независимо от наличия кризисных явлений или их отсутствия. В условиях же кризиса прибыльность традиционного бизнеса теряет свою эффективность, доходы снижаются, а т.к. внедрение инноваций - это работа на перспективу, то к окончанию кризиса (а он, как и всё в жизни, не может быть вечным)те, кто своевременно этим занялся ,возможно будут первыми в своей области. Помимо этого и обучение, и внедренческая работа в конечном итоге приводят к открытию новых рабочих мест, что в условиях кризиса начинает работать на социальное оздоровление климата в стране. Во всяком случае, хотелось бы, чтобы так было.
ОтветитьУдалитьИдея обучать ученых тому, как продавать свой труд, очень хороша, но есть одно но…
ОтветитьУдалитьВ многочисленных теориях продаж не учитывается, или ставится на последнее место ментальность этноса, где происходят торги. Так для немца важно прежде всего купить качественный товар подешевле, и ему нельзя называть сразу высокую цену, азиаты готовы покупать мусор, но любят поторговаться, им нравится сам процесс… В азиатско-совковой ментальности понятие авторского права и роялти ассоциируется прежде всего со схемами обналички. Если наш условный знакомый, уважая авторские права, купит диск с лицензионным фильмом зная, где и как скачать его с Интернета, мы решимся оставить с ним свой кошелек, но не своего ребенка.
Спикер историк Литвин, в свое время вместе с Бакаем, запатентовали новый нефтенасос и продали Нефтегазу патент за пол миллиона долларов. Тут всем все понятно – награда нашла ученого. Один из богатейших людей Европы – Клюев , берет деньги из бюджета, для своей Австрийской фирмы на опыты в области солнечной энергетики, Семиноженко играется со светодиодами. Чему автор собирается учить? В бандитском государстве ученых в первую очередь необходимо учить, как выжить не беря взяток за экзамены, или как выжить попав случайно в милицию или к врачу, Хотя если земля или квартира твоих родителей заинтересовала прокурора…тут уже сложно чему-то учить.
По сути – можно учить, как правильно подать заявку на грант. Можно объяснить человеку, что государственные инвестиционные фонды создаются для распилки бюджета, на них тратить время незачем. Бизнесмены идею просто украдут, ибо воровство - это часть их ремесла. Остаются гранты западных благотворительных и венчурных фондов. Здесь есть свет в конце туннеля. И начинать необходимо именно с работы с этими фондами. Только осознав их точные пожелания, требования, заручившись поддержкой ключевых инвесторов фондов (кстати, «венчур» в переводе – «авантюра») можно учить чему-то ученых. Если конечно, перед автором не стоит другая задача, сорвать с ученых и инвесторов бабла побольше, и инвестировать через Кипр деньги в реальную экономику – политику, торговлю лицензиями, водкой или деньгами…
Прошло три года... А воз и ныне там. А может стало ещё хуже. У этой страны просто нет будущего!
ОтветитьУдалитьИ возразить тяжело... После очередного предвоенного кризиса всем опять стало "хорошо". И главное, что кризис, в первую очередь, ударил по "мозгам нации" по ученым и преподавателям вузов и колледжей. А с "инсультом" передвигаться физически невозможно. О каком движении Украины можно говорить?
УдалитьБольше жизни, друзья! Больше оптимизма! У нас страна больших возможностей! Можно уехать, например....
ОтветитьУдалитьСогласна. Побольше оптимизма! Для тех, кто решил уехать, желаю только успеха! Ну а всем оставшимся - успеха вдвойне! Ибо осилит дорогу идущий!
Удалить