Как провалился крупнейший проект века в солнечной энергетике

Эта история о том, как крупнейший в мире проект солнечной энергетики устарел, прежде чем он  был полностью запущен... Никто не сомневается в том, что современные солнечные энергетические системы (фотоэлектрические, тепловые и другие) имеют много преимуществ по сравнению с традиционными источниками энергии. Однако о «темной стороне» солнечной энергии говорят редко.  По данным Американской национальной лаборатории возобновляемых источников энергии (NREL), перспективность, эффективность и экологичность технологий возобновляемой энергии необходимо рассматривать с точки зрения всего жизненного цикла предприятия. Другими словами, воздействие на окружающую среду необходимо рассматривать на всех этапах жизненного цикла электростанции, т.е. не только на этапе эксплуатации, но и на этапах строительства, монтажа и на этапе вывода из эксплуатации. Но, как оказалось, в некоторых случаях солнечные электростанции даже не доходят до стадии эксплуатации.  Примером этого является проект солнечной элекс

Паровозы 21 века?

24 марта 1804 талантливый британский инженер Ричард Тревитик получил первый в мире патент на паровоз.

Инновационное транспортное средство с большими трудностями завоёвывало себе место под солнцем, что характерно для изобретений, опередивших свою эпоху. Но прогресс не остановить! И спустя 21 год на маршруте Стоктон - Дарлингтон построили первую в мире общественную железную дорогу, что положило начало паровозной эпохе и развитию железнодорожного транспорта. Паровозы позволили осуществлять недорогие грузопассажирские перевозки на большие расстояния, что стало одним из важнейших компонентов индустриальной революции.



В середине 20 века выпуск и эксплуатация паровозов во многих странах были свёрнуты, а сами они были либо порезаны на металлолом, либо превращены в неподвижные памятники, либо стали экспонатами музеев. Правда, некоторые страны прекратили эксплуатацию паровозов сравнительно недавно. В Южной Африке последние коммерческие линии закрылись в 1994, в Индии – в 2000, а в Китае использование паровозов в грузовых поездах официально было прекращено лишь в 2005. А вот в глубинке Северной Америки, старые «паровые» труженики до сих пор повышают эффективность народного хозяйства.

Сегодня железнодорожный транспорт развивается только в инновационном направлении. Наряду с новыми видами электрических и дизельных локомотивов появляются монорельсовые поезда и скоростные поезда на магнитном подвесе. Казалось бы, мир уже не вернётся к извергающих дым демонам под названием паровоз. Но... никогда не говори никогда.

В 2017 году для осуществления пассажирских перевозок был сертифицирован британский паровоз Tornado 60163.  На железной дороге Восточного побережья (ECML) между Донкастером и Ньюкастлом он был разогнан до скорости 161км/ч. Испытания проводились в рамках сертификационных испытаний, пройдя которые, этот локомотив был допущен к работе на британской железнодорожной сети наряду с электрическими и дизельными поездами.



«Торнадо» - один из самых современных локомотивов в Великобритании. Несмотря на свой старомодный внешний вид, локомотив был построен в 2008 году на заводе в Донкастере на севере Англии. Это первый паровоз, который построен в Великобритании за последние более чем пятьдесят лет. Инженеры включили в его конструкцию ряд усовершенствований и современные устройства безопасности и автоматики, которые позволят ему регулярно совершать рейсы по магистральным железным дорогам.

Паровозы были популярны в Великобритании всегда, особенно в послевоенное время. Так, в первые десятилетия после Второй мировой войны использовалось сорок девять паровозов класса A1 Peppercorn. Они завоевали хорошую репутацию благодаря своей надежности и дешевой эксплуатации. Паровозы данного класса подвергались обслуживанию лишь через 190 000 км пробега, что делало их самыми дешевыми локомотивами в своем классе.



Однако, в 1960-х годах руководство государственных британских железных дорог взяло курс на модернизацию и паровозы были вытеснены дизельными и электрическими поездами. Все паровозы были разрезаны на металлолом и к 1966 году не сохранилось ни одного экземпляра.

В 21 веке компания-производитель паровозов (The A1 Steam Locomotive Trust ) поставила перед собой задачу создать пятидесятый локомотив класса  А1, причем,  не музейную реплику, а полностью функциональный паровоз, который бы смог работать на магистральной линии наряду с современными пассажирскими и грузовыми поездами.

Зачем же британцы, которые ничего не делают «просто так», решили возобновить программу производства паровозов? Может они что-то знают? Или что-то замышляют? :)

Когда мы раньше смотрели кино про смертельные вирусы, превращающие людей в зомби, мы и подумать не могли, что может наступить время, когда не будут летать самолёты и закроются границы по причине всемирной пандемии… Это я к чему? А к тому, что при глобальном топливном кризисе, крупной техногенной или природной катастрофе у паровозов обнаруживается масса преимуществ перед современными локомотивами.

В первую очередь, это внутренняя простота, лёгкость изготовления и обслуживания, и главное - независимость от современной энергетической и информационной инфраструктуры. Паровозы ездят на всём, что горит: уголь, дрова, солярка, мусор и прочее.

На пике развития паровозостроения у них уже не было никаких кочегаров. В паровозах использовали автоматическую подачу угля или иного твёрдого топлива с помощью элеваторного механизма. В случае использования более эффективного жидкого топлива, в топке устанавливали форсунки, а вместо колосников клали кирпичный свод, при попадании на который распылённое топливо воспламенялось.

В засушливых районах паровозы использовали специальную систему конденсации отработанного пара, позволявшую экономить дефицитную воду.

Паровозы 21 века не копируют старые модели, они конструируются с нуля и реально способны к конкуренции с современными тепло- и электровозами. В лучших традиционных паровозах КПД не более 14%, но в паровозах, которые будут использовать современные технологии и наработки — это значение можно увеличить до 25%, что приблизит паровоз по экономичности к дизелю. Им даже придумали специальное название – Advanced steam technology.

Кроме того, у паровозов обнаружили не менее важное преимущество, способное перекрыть многие их недостатки – они оказались более экологичными! И правда, все современные ДВС основаны на использовании микровзрыва, вызывающего кроме углекислого газа, очень ядовитые угарный газ и окислы азота. Паровые машины используют непрерывное горении при более низкой температуре и лишены подобных проблем.

Так что, вполне возможно, мы ещё увидим новую эру паровозов!

Комментарии