Воздушная революция: как SoftBank бросает вызов Маску и Starlink дирижаблями на высоте 20 км

Представьте: вы в горах Японии, где сигнал мобильного телефона — это редкость, как снег летом. Вдруг с неба падает... связь! Не со спутника, а с гигантского дирижабля, парящего, как птица, на высоте 20 километров. Это не фантастика, а реальный план японского гиганта SoftBank. Он обещает 5G быстрее, чем Starlink Илона Маска, и в два раза дешевле. А в 2025-м проект уже не мечта: первые тесты прошли блестяще. SoftBank не просто играет в технологии — они переписывают правила. Вместо запуска ракет, как SpaceX, японцы выбирают стратосферу. Их HAPS (High Altitude Platform Station) — это базовые станции 4G и 5G на дирижаблях. Один такой «воздушный маяк» заменит аж 25 наземных вышек! Радиус покрітия - 200 км, причём используется обычный частотный диапазон — ваш смартфон не нуждается в обновлениях. Почему это круто? Спутники Starlink летают на сотнях километров — сигнал идет далеко, задержка достигает 40 миллисекунд. А дирижабли SoftBank — ближе к Земле, поэтому пинг всего 20 мс. Быстро, как опт...

Первый трамвай. Когда лошади обогнали омнибусы – забытая революция 19 века

14 ноября 1832 года нью-йоркская компания New York and Harlem представила первое в мире рельсовое уличное транспортное средство, запряженное лошадьми – «конку», или, как называли ее в Америке – «хорскар».


Дебют состоялся на Манхэттене – на углу Бауэри и Четвертой авеню, между Принс-стрит и 14-й улицей. Благодаря этому событию в мире появился первый конный трамвай, а Нью-Йорк получил первое в истории средство общественного транспорта. В течение двух недель эксплуатации с пассажиров взимали 12,5 центов за поездку.

Конный трамвай стал одним из важнейших событий в развитии городского общественного транспорта XIX века. Он представлял собой существенный шаг вперед по сравнению с предшественником – конным омнибусом.

До появления конки основным видом транспорта в городах был омнибус (от лат. omnes - для всех) - многоместная пассажирская повозка, запряженная лошадьми, которая двигалась по обычным улицам. Но этот транспорт был достаточно проблемным. Во-первых, движение омнибусов было медленным и тяжелым, особенно на мощеных или грунтовых дорогах. Во-вторых, большая повозка требовала значительных усилий от лошадей, вызывая их быструю усталость и высокие эксплуатационные расходы.

Решение, как говорится, было на поверхности — железнодорожные пути (рельсы). Рельсы уже доказали свою эффективность для перевозки тяжелых грузов, поэтому было логично приспособить эту технологию для городского пассажирского транспорта.

Так и родился Конный трамвай (конка), который двигался по городу по проложенным рельсам. Это нововведение позволяло лошадям тянуть более тяжелые вагоны с большей скоростью и меньшими усилиями.

Создание конки требовало решения нескольких инженерных задач:
  • Рельсовый путь. Для движения по городу рельсы должны были быть интегрированы в дорожное покрытие, чтобы не мешать другим видам транспорта. Сначала использовались простые железные рельсы, которые впоследствии были заменены на желобчатые рельсы (или «трамвайные рельсы»), позволявшие брусчатке или асфальту подходить вплотную к путям.
  • Вагоны. Вагоны конки были легче железнодорожных, имели большие окна и места для сидения (как внутри, так и на открытой верхней палубе, известной как «империал»).
  • Эксплуатационные вопросы. Для работы трамвайной системы создавались трамвайные депо (для хранения и обслуживания вагонов) и конюшни (для размещения лошадей). В крупных системах использовались тысячи лошадей, которые работали по сменам.
Первый нью-йоркский конный трамвай был назван «Джон Мейсон» в честь президента Chemical Bank, богатого нью-йоркского бизнесмена и соучредителя железной дороги, который профинансировал его создание. 

Вагоны для него спроектировал и построил Джон Стивенсон - известный нью-йоркский мастер-каретник. По сути, этот транспорт был рассчитан примерно на полтора десятка пассажиров. Но, как сообщала газета «New York Herald», это не мешало людям тесниться: «Люди набиты в трамваях, как сардины в коробке, а пот — это масло. Поскольку места более чем заполнены, пассажиров размещают рядами посередине, где они держатся за ремни, как копченые окорока в продуктовом магазине на углу». Когда пассажирам нужно было выйти из этого огромного дилижанса, они дергали за кожаный ремень, прикрепленный к лодыжке извозчика.

В течение второй половины XIX века конка стала доминирующей формой городского транспорта в Европе и Северной Америке. Это был эффективный, сравнительно недорогой и достаточно быстрый способ перевозки пассажиров по городу.

Но конка, все же, имела слабое место. И это были именно лошади. Эксплуатация большого количества лошадей была дорогой, неэкологичной (загрязнение улиц навозом) и неэффективной (лошади уставали, требовали ухода). Поэтому с появлением паровых, а впоследствии и электрических двигателей, лошадей отправили на пенсию :)

В 1883 году в Нью-Йорке появился первый паровой трамвай, который фактически вытеснил конку из города. А в 1888 году в Ричмонде (также США) были массово запущены электрические трамваи.

Электрические трамваи были быстрее, мощнее, не просили овса и сена, не гадили на рельсы, могли преодолевать более крутые подъемы и работать непрерывно. Поэтому последние линии конного трамвая в большинстве крупных городов были закрыты уже к началу Первой мировой войны, уступив место электрическому транспорту.


STARTUP NEWS

P. S. Несколько дополнений.
  • Первый омнибус - такой себе «автобус» на конной тяге (без рельсов) появился в городе Нант (Франция в 1826 году).
  • Первый конный трамвай в Украине вышел на маршрут 3 мая 1880 года во Львове. В Киеве конку запустили 30 июля 1891 года.
  • Некоторые источники упоминают первую линию в Уэльсе (Великобритания) в 1807 году, но это была грузовая железная дорога, которая впоследствии начала перевозить пассажиров.
  • Общая длина конно-рельсовых маршрутов на 1890 год в Российской империи составляла около 600 км. В США около 9000 км.

Комментарии