Project Air View – экологический стартап компании Google

Чистый воздух имеет решающее значение для жизни на Земле, но, по данным международной организации здоровья (World Health Organization), более 90 процентов населения мира дышит загрязненным воздухом.

Можно ли играть на детской площадке ребёнку-астматику? Безопасны ли велосипедные дорожки? Где лучше всего совершать утренние и вечерние пробежки? Как помочь городским планировщикам, работающим над сокращением вредных выбросов? Насколько вредно гулять вдоль оживленной городской автомагистрали? На все эти вопросы даст ответ проект компании Google под названием Project Air View начавшийся в октябре 2018г в Копенгагене.

Суть проекта состоит в составлении городской карты загрязнения воздуха.

5 главных уроков Кремниевой Долины.

Профессор Бертон Ли не только преподаватель Стэнфордского университета и Европейской школы предпринимательства и инновационных технологий, он управляющий партнер компании Ventures Innovarium и всемирно признанный эксперт по развитию венчурного бизнеса с огромным предпринимательским, управленческим и технологическим опытом работы.

От лица Стэнфордской Школы механики и инженерии Бертон Ли выступил с лекцией на международном фестивале инновационных проектов Sikorsky Challenge в Национальном Техническом Университете Украины КПИ.

Прежде всего. он отметил, что это его второй визит в Украину и он был счастлив поделиться с участниками Фестиваля опытом развития предпринимательства в Стэнфорде.


1 урок. Студенчество.

Привлечение студентов – важнейший этап в построении инновационного бизнеса. Каждый год студенты и выпускники Стэнфордского университета формируют около 500 стартап-команд и 40% этих команд составляют студенты бакалаврата и магистратуры, 10% - доценты и профессура университета и 50% - аспиранты.

60% этих команд в процессе разработки своих стартапов фокусируются на научных исследованиях, 40% продвигают университетские разработки и собственные идеи, родившиеся в университетском кампусе.

В США студенты являются важнейшим элементом при построении инновационных бизнесов.
Во многих европейских университетах и в университетах постсоветского пространства студенты играют достаточно пассивную роль в инновационных разработках. Они ходят на занятия , выполняют домашних задания и лабораторные работы , сдают экзамены и … не более того.

В Стэнфордском университете студентов учат быть лидерами, предпринимателями, основателями компаний. Учат быть креативными разработчиками, потому и доля студенческого труда в разработке новых прогрессивных продуктов очень высока.
Для нас, отметил Бертон Ли, очень важна миссия поддержки творческой инициативы студентов и привлечение их к строительству стартап-компаний и созданию своих продуктов.

Урок 2. Трансфер технологий.

Опыт ведущих университетов США показывает, что университеты играют важную роль в экономике государства и в построении экономической стратегии страны. Естественно, при условии поддержки университетов со стороны государства.

Традиционная миссия европейских университетов – обучение студентов и проверка домашних заданий. В Америке же университеты являются фундаментом строительства новых компаний. А строительство новых и успешных компаний - это основа экономического развития страны.

Миссия американского университета – это не просто создание новых научных разработок и технологий, но и внедрение их в производство.

В традиционном понятии научные разработки заканчиваются публикацией научных статей об итогах исследований. Это, конечно, очень важно, но наш опыт показывает, , что если вы хотите изменить мир, то вы должны использовать новые знания для разработки новых продуктов. И мы видим основную миссию университетов именно в запуске новых компаний и запуске новых продуктов, в использовании интеллектуального потенциала для коммерциализации научных разработок университета.

В Европе университеты не находятся в центре строительства экономической стратегии страны.С одной стороны находится Министерство финансов и экономики, а где-то очень далеко, на другой стороне, находится министерство образования и науки. Хотя на самом деле все эти министерства вместе с президентом должны быть в одной команде, сидеть за одним столом и сообща решать вопросы строительства экономической стратегии государства. А крупнейшие компании страны должны принимать в этом участие.

Урок 3. Изучение рынка.

За последние 30 лет мы разработали в Стэнфорде новую методологию по дизайну продуктов. Мы направляем наших студентов прямо на рынок , чтобы они непосредственно общались с потребителями наших продуктов. Студенты разрабатывают новые идеи продуктов, которые, по их мнению, изменят мир и решат многие проблемы. Это могут быть и социальные проблемы, и коммерческие. Затем они разрабатывают прототипы своих продуктов. Не промышленные прототипы, а изделия из бумаги, пластика и дерева. Такие прототипы, которые можно сделать достаточно быстро и которые стоят не более 1 доллара. Мы просим изготовить 50 прототипов одного девайса, а иногда и больше. А затем направляем студентов с этими прототипами на рынок: в супермаркеты, в госпитали, в школы, на предприятия. Туда, где они могут увидеть реакцию потенциальных пользователей нового продукта на эти прототипы.

На одном из наших учебных курсов студентов заставляют общаться как минимум с 10 представителями целевой аудитории в неделю. Студенты на велосипедах выезжают из кампуса и объезжают потенциальных пользователей будущего продукта. За семестр им удается опросить 100-150 человек.

Это не стандартная университетская модель обучения инновационному предпринимательству, это университетско-рыночная модель. И по этой модели мы заставляем студентов изучать спрос на их продукцию, ориентируясь на мнения реальных будущих пользователей.

Это одна из наших моделей, которая не имеет отношения к научным разработкам, но она имеет непосредственное отношение к учебному процессу.

Урок 4. Привлечение специалистов.

В Стэнфорде много профессоров, работающих в университете part time (неполный рабочий день), потому , что они работают еще где-то.

В инженерной школе Стэнфорда таких профессоров, которые работают в коммерческих структурах и при этом преподают в университете и занимаются научными исследованиями – около 300.

Потому-то наши профессора хорошо понимают , что происходит на коммерческих и технологических рынках. Лучший вариант для обучения студентов инновационному предпринимательству – привлекать специалистов, которые об этом знают не понаслышке. Это то, что очень редко встречаю в европейских университетах.


Урок 5. Предпринимательство.

В Стэнфорде мы не учим теории предпринимательства. Мы учим студентов строить реальные компании. Мы не учим студентов сочинять бизнес-планы. Мы не учим их рисовать презентации в PowerPoint. Мы фокусируем внимание студентов на разработке реальных продуктов и тестирование их на реальном рынке.

Один из наиболее важных подходов к обучению студентов это передача знаний не от профессоров, а от других студентов.

Студенческие клубы – очень важная составляющая часть экосистемы Стэнфордского университета. Клуб робототехники, Клуб предпринимателей (в Стэнфорде 3 отдельных предпринимательских клуба). Один из самых больших клубов предпринимателей – в Стэндфордской школе механики и инженерии. Они проводят конкурсы идей, конкурсы бизнес-планов, помогают преподавателям приглашать практиков коммерческого рынка читать студентам лекции.

Клубы предпринимателей – важнейшее место, где студенты, тим-лидеры и фаундеры стартапов встречаются и обсуждают проблемы. Именно в таких клубах студенты обучаются лидерским качествам.

Бизнес-школа Стэнфорда имеет свой клуб и даже аспирантура имеет свой клуб предпринимателей. Каждый из клубов занимается своим финансированием, самостоятельно привлекая инвесторов и внедряя разработки.

В европейских университетах также есть студенческие клубы. Но, к сожалению, они не получают той поддержки и внимания от университета, которую заслуживают.

Это только несколько советов и примеров того, что организовали ректоры и деканы в своих американских университетах.

Одна из главных задач Стэнфорда – это переход от «І»-модели обучения к «Т»-модели.

Традиционная модель обучения – очень узкая и напоминает букву І. «Т»-модель обучения дает не только фундаментальные знания, но и усиливает лидерские качества студентов, их дизайнерские навыки, развивает способность креативно мыслить.

Мы очень мало можем дать вам знаний в области математики или инженерии. Это все вы знаете и сами. Но что мы научились делать очень хорошо – это смешивать университетскую культуру с культурой инноваций в одном месте.

Украина имеет очень хорошую научную и инженерную культуру и одна из основных задач – объединить эту культуру с культурой инноваций. Это должно стать первостепенной задачей для развития экономики страны.




__________________________________

Рекомендуем почитать:

Комментарии

Подпишитесь на обновления блога и Вы узнаете много интересного!
_______________________________