Ли Куан Ю (16.09.1923 – 23.03.2015) – человек – легенда. Расчетливый стратег и беспощадный прагматик, первый премьер-министр Сингапура, благодаря которому страна третьего мира, одна из самых бедных и коррумпированных, не имеющая никаких природных ресурсов и разрываемая на части разногласиями, превратилась в успешную и процветающую.
Он успешно сплотил сингапурцев для достижения того, что часто называют экономическим чудом, сочетания частного и государственного капитализма.
Ли сделал Сингапур процветающим, современным, эффективным и практически свободным от коррупции - и туда устремились иностранные инвесторы.
Предлагаем Вам 11 цитат из книги Ли Куан Ю. Из третьего мира в первый.
О коррупции
Одна из предпосылок честного правительства следующая: кандидаты не должны нуждаться в огромных деньгах для [проведения] избирательной кампании, иначе это запускает механизм коррупции. Проклятием большинства стран Азии стала слишком высокая стоимость выборов. Потратив огромные деньги на то, чтобы их избрали, победители вынуждены как-то компенсировать траты, а также накопить средства на следующие выборы. Потом эта система начинает работать как вечный двигатель.
***
Путешественников умышленно задерживают на таможне, пока они не догадаются, что нужно смягчить сердце таможенника (желательно обычной денежной купюрой). Точно так же подходит к делу и дорожная полиция: когда водителя останавливают и обвиняют в превышении скорости, он должен вместе с правами передать в руки полицейского мзду, чтобы избежать дальнейших проблем. Даже те небольшие полномочия, которые получают люди, неспособные прожить на свою зарплату, по сути являются приглашением к злоупотреблению властью.
***
Если мы не будем платить людям, у которых есть соответствующий интеллект и моральные качества для должности министра, то как мы можем ожидать от них, что они долго пробудут на должности, где они зарабатывают лишь маленькую долю того, что могли бы заработать в частном секторе? Министры и чиновники, которым мало платили, уже разрушили не одно азиатское правительство.
О принципах
Приступать к работе, задекларировав высокие моральные стандарты, твердые убеждения и решительное желание побороть коррупцию, несложно. Сложно жить согласно этим принципам, а возможно это, лишь когда у страны есть лидеры сильные и рассудительные до такой степени, чтобы карать всех нарушителей без исключения.
О знаниях
Я сказал тогда, что мне кажется: высшее образование выпускникам китайских школ будет лучше все-таки получать не в китайскоязычных университетах, потому что их будущее зависело от владения языком, на котором будут написаны самые передовые книги, а они будут написаны на английском. Английский как рабочий язык позволил нам избежать конфликтов между разными национальностями и создал для нас конкурентное преимущество, потому что английский стал международным языком бизнеса, дипломатии, науки и техники. Без английского в Сингапур не пришили бы транснациональные корпорации и более 200 лучших банков мира. Без английского наши люди не были бы способны так быстро овладевать компьютерными навыками, интернетом и многим другим.
***
Индустриальное общество уступает место обществу, основанному на знаниях, новая линия раздела пройдет в мире между теми, кто обладает знаниями, и теми, у кого их нет. Мы должны учиться и стать частью мира, основанного на знаниях.
О взаимодействии
В 1980 году мы сформировали два комитета, заданием которых было привлекать к нам выпускников иностранных университетов и интегрировать их в общество. С помощью представителей студенческих советов наших миссий в Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии и Канаде группа официальных представителей Сингапура встречалась с перспективными студентами-азиатами в соответствующих университетах, чтобы заинтересовать их работой в Сингапуре.
О глобализации
Мое поколение модно назвать "англоцентричным", поколение же моего сына Луна уже является "американоцентричным". Лун и его ровесники должны изучить и понять США. Многие из них прошли учебу в военных заведениях США и получили втрое образование в американских университетах (например Гарварде и Стэнфорде). Я жил в мире "пакс Британика", поколение Луна должно научиться жить в мире "пакс Американа" [внешнеполитическая идеология, подразумевающая доминирование США в мире].
Об успехе
Вечером 14 августа 1983 года в прямом эфире на двух каналах перед огромной аудиторией я сказал, что со стороны наших мужчин с университетским образованием, если они хотят, чтобы их дети добивались такого же успеха, как и они сами, было неразумным брать в жены менее образованных и менее умных женщин.
О России
Я долго находился под впечатлением, которое на меня произвела Москва и ее чиновники, - такой суровой, бесцветной и безрадостной она мне показалась. Я увидел там и "бабушку", именно такую, о которой читал в книжках, - дородная дама, сидевшая возле лифта на моем этаже в отеле Националь, чьей основной работой было именно сидеть там. Мне подавали огромный завтрак - икра, копченый осетр, горы буженины и мяса, хлеб белый и черный, масло, кофе, чай, водка и коньяк.
О силе
Теперь на нас лежала ответственность за безопасность и нормальное существование 2 млн человек. Мы должны были победить, иначе перед нами открывался лишь один путь - повторное слияние с Малайзией, теперь уже на ее условиях. Я не мог спать, Чу [жена Ли Кван Ю] обратилась к докторам, они прописали мне транквилизаторы, но мое мнение - что пиво и вино за ужином помогали мне намного лучше, чем таблетки. Мне тогда едва перевалило за 40.
Цена реформы.
Ради проведения экономической реформы Ли Куан Ю ввел под жесткий контроль все остальные сферы жизни города-государства и прежде всего политику.
Сингапур - по-прежнему одно из самых регулируемых обществ в мире.
Оппоненты Ли оказывались в тюрьме без суда и следствия, прессе затыкали рот и ограничивали доступ информации из-за рубежа, многие журналисты были арестованы.
"Свобода прессы, свобода СМИ, должна быть подчинена первостепенным нуждам целостности Сингапура", - говорил Ли.
Свои действия он оправдывал тем, что газеты финансировались зарубежными недоброжелателями Сингапура.
Ли считал, что в развивающейся стране некоторые свободы должны быть принесены в жертву.
Альтернативой антикоммунизму был коммунизм, и для западной концепции либеральной демократии, в представлении Ли, просто не оставалось места.
Будучи убежденным антикоммунистом, Ли был обвинен в использовании методов, присущих коммунистическим режимам, однако, в отличие от них, народ Сингапура по крайней мере получил финансовые выгоды от его правления.
А еще Ли Куан Ю верил в эффективность телесных наказаний, испытав их на самом себе в школьные годы.
"Я никогда не понимал, почему западные педагоги-методисты выступают против телесных наказаний. Ничего страшного ни со мной, ни с моими однокашниками не случилось", - удивлялся премьер-министр Сингапура.
К тому времени, когда Ли покинул свой пост, телесные наказания стали неотъемлемой частью судебной системы Сингапура, к ним приговаривают по 40 с лишним статьям местного уголовного кодекса.
Ли также ввел принял меры по контролю за рождаемостью и планированию семьи, введя дополнительный налог на тех, кто имел больше двух детей.
Позже он пытался повысить привлекательность создания семьи среди образованных девушек, освободив их от налога на детей, который приходилось платить их менее образованным сестрам.Образование, во всех смыслах этого слова стало политикой государства.
Сингапурцев учили как быть вежливыми, как быть менее шумными, что надо спускать после себя воду в туалете и что плохо жевать жевательную резинку. В городе не было ни одного граффити, потому что правительство постановило, что их быть не должно.
Тем не менее, несмотря на более высокие стандарты жизни и рост благосостояния, молодые избиратели выступали против Ли Куан Ю и вставали на сторону главной оппозиционной партии.
В январе 1985 года он ввел в кабинет министров молодых технократов, и это позволило Ли одержать очередную убедительную победу на выборах, хотя экономика переживала тогда трудные времена.
Всего Ли одержал вместе со своей партией семь подряд побед на выборах, и ушел в отставку лишь в 1990 году, установив тем самым мировой рекорд самого продолжительного пребывания в должности премьер-министра.
Однако и после этого он продолжал активно участвовать в политике, возглавив кампанию по пропаганде изучения сингапурцами китайского языка - наряду с английским.
С 1959-го по 1990-й, пока Ли Куан Ю был у руля страны, ВВП Сингапура в пересчете на каждого гражданина вырос с 500 долларов до 55 тысяч. В нынешних международных рейтингах страна соседствует не с другими бывшими колониями, а со стабильной Швейцарией.
(Фотографии вечернего Сингапура - Даниэль Чонг.)
STARTUP NEWS
По материалам BBC
________________________________________________________
Рекомендуем почитать:
добавить нечего, учите детей английскому для начала
ОтветитьУдалитьВ Сингапуре драконовские законы. Любой житель постсоветского пространства взвыл бы от тоски по "свободной жизни".
ОтветитьУдалить