Project Air View – экологический стартап компании Google

Чистый воздух имеет решающее значение для жизни на Земле, но, по данным международной организации здоровья (World Health Organization), более 90 процентов населения мира дышит загрязненным воздухом.

Можно ли играть на детской площадке ребёнку-астматику? Безопасны ли велосипедные дорожки? Где лучше всего совершать утренние и вечерние пробежки? Как помочь городским планировщикам, работающим над сокращением вредных выбросов? Насколько вредно гулять вдоль оживленной городской автомагистрали? На все эти вопросы даст ответ проект компании Google под названием Project Air View начавшийся в октябре 2018г в Копенгагене.

Суть проекта состоит в составлении городской карты загрязнения воздуха.

О «нужных» изобретениях и вреде перфекционизма в стартапе.

В то, что именно их стартап выстрелит, верят  все инноваторы. Ведь , как говорится, плох тот стартапер, который не мечтает стать Илоном Маском :) Но, к сожалению, в итоге «выстреливает» ничтожно малое количество проектов. В чем проблема? Почему? Что мешает? А может просто не заряжено?

Крах стартапа | fukup

Как показывает опыт, у большинства проектов молодых стартаперов обычно есть один общий недостаток - плохо проработана бизнес-модель стартапа. Есть инновация, а как на ней заработать непонятно.

Самая большая проблема украинского, да и не только украинского стартапера – найти целевую аудиторию. Т.е, найти людей, которые не только оценят твое изобретение, твою инновацию, но и готовы будут за неё заплатить. Но, как показывает опыт, наши инноваторы сначала «изобретают», а потом думают, кому это может понадобиться?

Ещё печальнее ситуация, когда «неизвестно кому нужный товар» пытаются довести до совершенства, а потом удивляются, почему его не покупают? Как говорил известный гуру стартапов Стив Бланк, «победу одерживает тот, кто понимает, что заставляет потребителей покупать». А для того, чтобы это понимать, надо очень хорошо знать своих потенциальных потребителей и их проблемы, надо хорошо знать рынок, на который ты хочешь выйти. И дело не в том, что товар, который ты выпустил, сырой или недостаточно качественный. Когда аналитики CB Insights проанализировали сотни умерших стартапов (из тех, которые вышли на рынок с готовым продуктом, но потерпели фиаско), то оказалось, что только 17% из них сделали недостаточно качественный продукт. Продукт более чем 42% стартапов просто оказался никому не нужен! Почему такое происходит? Потому, что к стартапу нельзя применять философию традиционного бизнеса.

Обычный бизнес утверждает: если товар классный и доведен до совершенства, то покупатель на него найдется всегда. Главное – хороший маркетинг и реклама.

В стартапах все наоборот. Стартаперы не вкладывают большие средства в производство и доведение своего продукта до идеального состояния. Философия стартапа другая: пусть товар сырой и несовершенный, но он так хорошо решает проблему клиента, что покупать его готовы и в таком виде. Ну, а имея постоянный фидбэк от клиентов, довести продукт «до ума» можно и «по ходу пьесы».

Можно ли сделать бизнес на воздухе? Точнее из воздуха? Кто-то скажет нет, кто-то скажет да.
Казалось бы, нелепая идея – продавать воздух. Тем не менее, продукция стартапа «Vitality Air» - чистый воздух скалистых гор из Канады оказалась востребована в Поднебесной! В китайских районах, страдающих от сильнейшего смога, этот продукт пришёлся как нельзя кстати.

На самом деле, любое бизнес-решение должно быть востребовано. Т.е.,  решать какую-то проблему. Проще говоря, приносить людям пользу.

Никто не удивляется, что кто-то делает бизнес на воде в странах, где о засухах и жажде говорить не приходится . Если бы в конце прошлого века нам сказали, что мы будем покупать воду в бутлях, то многие бы покрутили пальцем у виска. Просто не было проблемы. А если нет проблемы, то не надо искать и решение. Ну а что делать, если есть решение, но нет проблемы? Правильно. Проблему надо создать.

Нам несколько лет подряд впаривали, что воду из-под крана пить опасно. Да и фильтрование не спасает. В результате – всплеск продаж обычной воды в бутылках, канистрах, бутлях, которую для пущей важности называют минеральной. Сегодня рынок продаж воды исчисляется миллиардами гривен и возникает другая проблема- становится «невыгодно» ставить хорошие очистные сооружения .. Но  это уже совсем другая история.

Вот и знаменитый продавец воздуха Бэйли из однойменного романа Александра Беляева сначала создал на земле проблему – недостаток воздуха, а затем начал его продавать по баснословным ценам. Варианты бизнеса, граничащие с тероризмом, я рассматриваю исключительно ради примера.

Есть хороший анекдот про двух маркетологов, которых отправили в забытую богом африканскую страну изучать рынок обуви. Оптимист в своем отчете написал о громадных перспективах, ибо обуви нет ни у кого. А пессимист сделал заключение о бесперспективности рынка, ибо обувь никому не нужна. На самом деле для оценки рынка надо рассмотреть огромное количество факторов, изучить потенциальных конкурентов и выяснить, как люди обходились без вашего продукта раньше и почему. Опять повторю знаменитую фразу Стива Бланка: «победу одерживает тот, кто понимает, что заставляет потребителей покупать». Постарайтесь это понять. А также понять то, что товар покупают не из-за того, что он красивый и прикольный, а оттого, что он нужен потребителю и поможет в чем-то облегчить ему жизнь.

Чем уже (ударение на у) ваша целевая группа, тем проще предложить им вашу продукцию, но учтите,  что узкая не означает маленькая. Можно сделать замечательный продукт и даже найти людей, которым он нужен. Но если потребителей окажется так мало, что вы не сможете расширяться и увеличивать производство, то «АП» у «стартАПа» не получится.

Подумайте, если ваша бизнес-модель не предусматривает масштабирование стартапа, то возможно пришла пора делать Pivot ,т.е менять бизнес-модель, продукт или сферу деятельности стартапа.

Иногда стартаперы не могут определить свою целевую аудиторию, потому что считают, что их изобретение нужно всем! В большинстве случав это просто заблуждение, но может быть и такое. Правда тогда, скорее всего, у вас должна быть масса конкурентов.

В любом случае перед тем, как предлагать свой продукт на рынок , ответьте себе на несколько вопросов:
  • Что именно заставит потребителя покупать ваш продукт? На каком основании вы делаете эти заключения?
  • Чем он пользовался раньше, когда не знал вашего продукта?
  • Какие конкурентные преимущества вашего продукта по сравнению с тем, которым он пользовался раньше? Учтите, что цена не является конкурентным преимуществом.
  • Позволяет ли ваш продукт удержать потребителя? (Например, повторные продажи, подключение дополнительных опций, сервисное обслуживание и т.д.)
  • Сможете ли вы масштабировать свой стартап на другие страны?
  • Как долго вы сможете продержаться на рынке, когда потребители по достоинству оценят ваш продукт? (Много ли надо средств конкуренту, чтобы войти на сформированный вами рынок с аналогичным продуктом?)
  • Сложно ли потребителю переключиться с вашего продукта/сервиса на продукт/сервис конкурентов? Что будет удерживать потребителя от такого переключения?
Ну а если вы, все-таки, считаете, что продукт уникален и конкурентов у вас нет, прочитайте статью "Как выйти на рынок, на котором нет конкурентов". Вы узнаете, что думают по этому поводу гуру стартап движения Стив Бланк и Боб Дорф.


__________________________________

Рекомендуем почитать:


Комментарии

Подпишитесь на обновления блога и Вы узнаете много интересного!
_______________________________