Uncanny Vision. Добавьте видеокамерам ума!

Проблема с большинством камер видеонаблюдения заключается в том, что они не «умны».  А так хотелось бы, чтобы система видеонаблюдения не только служила инструментом службы безопасности, а еще и помогала в работе этой самой службе.


Действительно, что могут современные видеокамеры? Это пассивные устройства, которые фиксируют и записывают все происходящее в зоне ее видимости. Это бывает полезным при мониторинге интересующего пространства и при "разборе полетов", если в этом самом пространстве происходит какое-либо ЧП.

Зачем стартапу Due Diligence

Процедура Дью Деледженс (Due Diligence), которой так пугают стартаперов, не что иное, как аудит компании. И это совсем не страшно. Если, конечно, предпринимателям нечего скрывать.


В переводе с английского Due Diligence означает «юридическая экспертиза» и служит для формирования объективного представления о компании.

Впервые этот термин появился в 1933 году в США в законе о ценных бумагах, а современные стандарты Дью Деледженс были разработаны в 1977 году, когда знаменитые «швейцарские банки» установили единый подход к сбору информации о своих клиентах.

Как и в традиционном бизнесе, так и в инновационном предпринимательстве, процедура Дью Деледженс (читай-аудита) должна помочь разобраться в реальном положении дел в стартапе и снизить риски инвесторов и кредиторов компании.

Основное, что должен для себя уяснить инвестор, это:
  • понять насколько компетентны члены команды стартапа в том, что они затеяли, в чем они сильны, а в чем совсем не разбираются
  • оценить способности фаундеров и СЕО стартапа
  • оценить реальную конкурентоспособность проекта
  • оценить, насколько преподнесенные факты соотносятся с реальным положением вещей и насколько основатели были честны с инвестором.
Если в процессе проверки оказывается, что основатели имеют низкую компетенцию в ключевых сферах этого бизнеса и выдают желаемое за действительное, или, не бай Бог, умышленно скрывают важные факты, чтобы получить инвестиции, то результатом будет только deal breakers – сорванная сделка.

На презентации харизматичный стартапер может ярко и убедительно представлять продукт, которого еще нет, чтобы убедить инвестора. Более того, на начальной стадии инновационного бизнеса показатели обычно весьма скромные, а простая экстраполяция текущих результатов - это только гипотеза.

Порой бывает, что предприниматели не имеют злого умысла или тайных планов, а просто несколько оторвались от реальности. Часто отечественные стартаперы ведут сразу несколько проектов и сильно расфокусированы, либо занимаются своими «стартапами» в свободное от основной работы время. В любом из этих случаев исход будет один - с вами не будут заключать договор серьёзные инвесторы.

К любому новому стартапу потенциальный инвестор всегда относится с определённой долей скептицизма. Так как же убедить его в серьёзности своих намерений?


Очень просто. Не нужно портить карму себе и своему стартапу - в общении с инвесторами с первой встречи будьте честны и открыты.

Опытные предприниматели понимают, что начинать готовиться к Дью Деледженс и инвесторской проверке нужно с момента первых презентаций свого проекта, даже если он находится еще на концептуальной стадии. Для этого Вам придется подготовить некоторые документы.


Организационные документы. Инвесторы будут проверять законность стартап-компании, требуя наличия всех необходимых уставных документов и трудовых договоров. Обычно инвесторы хотят ознакомиться с договором основателей, списком и правами акционеров, держателей долей, кредиторов, а также с их контактными данными.

Структурные документы. Понимание структуры компании, ее команды и  способности управлять процессом - очень важно для инвесторов. Поэтому они обычно запрашивают структурные документы, такие, как список сотрудников, штатное расписание, перечень менторов и членов правления компании. Также запрашиваются данные и биографии ключевых фигур компании. Необходимо иметь при себе трудовые соглашения, договор о неразглашении, неконкуренции, отказа от судебных тяжб и инвестиционное соглашение.

Менеджмент и управление. Инвестор обязательно запросит информацию о всех ключевых фигурах, менторах, предыдущих инвесторах и топ-менеджерах компании. В дополнение к списку руководителей стартап-компании, к их биографиям и контактным данным, возможно инвестор захочет просмотреть отчеты о предыдущих совещаниях руководителей.

Интеллектуальная собственность. Этот пункт включает все документы, относящиеся к патентам, ноу-хау, торговым знакам, авторскому праву и логотипам. Стоит иметь при себе копии официальных документов, подтверждающих право интеллектуальной собственности.

Планы развития. Для того, чтобы понять стратегию компании, инвестор захочет увидеть все доступные планы, в том числе: технологический план, финансовый план, маркетинговый план и план продаж.

Продукты / Услуги. Если продукт или услуга еще не разработаны, вопросы инвестора будут касаться технологий, организации производства, необходимой квалификации сотрудников и сопутствующих рисков. Если продукт уже имеется, то инвестор захочет увидеть данные, касающиеся расходов на разработку и производство.

Если Вы занимаетесь программным продуктом, то необходимо подготовить описание разработанного софта, дорожные карты (Road map) разработки продукта, перечень используемых партнерских продуктов и детали относительно любого из имеющихся партнеров.

Окружающая среда. Если в процессе производства происходят выбросы вредных веществ, или ваше оборудование является источником радиоизлучения, то лучше подготовить все соответствующие документы по этому поводу. Список вредных веществ, способы их утилизации, санитарные паспорта, копии необходимых резрешений и лицензий.

Клиенты, партнеры, конкуренты. Инвестора обычно интересуют: список ключевых клиентов с контактными данными, пресс-релизы, договора продаж и поставок, договора о совместном ведении предпринимательской деятельности, кредитные договора, перечень конкурентов с характеристиками их сильных и слабых сторон.

Юридическая информация. Инвестор будет заинтересован в получении мнения юристов относительно потенциальных или возможных юридических спорах, необходимости получения дополнительных государственных лицензий или разрешений при масштабировании проекта.

Финансовая информация. Инвесторов всегда интересуют Ваши ключевые финансовые показатели. Подготовьте финансовую и налоговую отчетность за прошлый и текущий год, страховые полисы, бюджеты, перечень долговых обязательств и прочую финансовую документацию

Ответы на все эти вопросы нужны инвестору для того, чтобы убедиться в жизнеспособности и адекватности Вашого стартапа и Вашей команды, подготовившей необходимые документы.

Чем больше документов из этого списка вы сможете подготовить, тем больше у вас будет шансов получить инвестиционную поддержку.

Применительно к маленьким стартап-компаниям у Дью Деледженс есть своя специфика.

С одной стороны, у большинства таких компаний маленькое количество сотрудников (до 5 человек) и отсутствует полноценная финансовая отчетность, с другой стороны, от инвестора обычно требуется сравнительно небольшой объём денежных средств. В этом случае делать детальный анализ и привлекать для этого дорогих специалистов особого смысла нет. Поэтому для таких стартап-компаний Дью Деледженс носит весьма ограниченный характер.

***

P. S. Небольшой совет руководителю стартапа. Перед тем  как начинать серьёзные переговоры с потенциальным инвестором и «открывать все карты», сами сделайте ему аудит. Пообщайтесь с CEO портфельных компаний фонда. Свяжитесь и поговорите с руководителями стартапов, которые уже работают с этим инвестором. Узнайте отзывы о нём от других инвесторов. "Пробейте" фонд или ангела по открытым базам данных.  К сожалению, среди «инвесторов» жуликов не меньше, чем среди «стартаперов».


STARTUP NEWS
__________________________________

Рекомендуем почитать:

Комментарии

Подпишитесь на обновления блога и Вы узнаете много интересного!
_______________________________