WeWork - самый хайповый стартап в мире

Что нового можно придумать в "коворкинговом бизнесе"? Казалось бы, уже ничего. Ну а что если взглянуть на коворкинг, как на социальную сеть, только не в онлайне, а "живьём"?

Историю про то, как за 8 лет коворкинговый стартап WeWork стал $20-миллиардным гигантом, рассказал сайт VECTOR.


Аналитики называют коворкинговую сеть WeWork самым хайповым стартапом в мире и высказывают опасения, что феноменальное расширение масштабов ее бизнеса может оказаться ей не по силам. Компанию критикуют за высокие цены и колоссальные убытки - в 2017 году расходы WeWork на $933 млн превысили ее $886-миллионный доход.

Однако коворкинговый стартап не считаясь с потерями продолжает занимать новые офисные территории по всему миру и излучает при этом благополучие и процветание. WeWork уверяет, что ее коворкинговые пространства сразу после открытия заполняются клиентами.

10 принципов фандрайзинга.

Когда для дальнейшего развития инновационного бизнес - проекта Ваш стартап нуждается в значительном финансовом вложении, то все понимают, что надо искать инвестиционную поддержку. В обмен на финансовую поддержку Вы сможете предложить инвестору определенный процент в Вашем бизнесе и надежду на возврат инвестиций со значительным процентом прибыли. Ну а если Вы работаете в сфере искусств и культурных инициатив? Если  у Вас интересный, но не коммерческий проект? Тогда Вам тем более придется искать средства для его осуществления. Только в этом случае надо будет заручиться поддержкой волонтеров и хорошо разбираться в фандрайзинге.


Фандрайзинг и с чем его едят.

В эпоху креативной экономики, когда свободных средств оказалось гораздо больше, чем интересных и креативных проектов, поиск инвестиций стал навязчивой идеей доморощенных гениев. В результате под фандрайзингом стали понимать умение находить инвестиционных партнеров и работать с ними.

На самом же деле фандрайзинг (от англ. fundraising) изначально означает сбор добровольных пожертвований. Т.е., фандрайзингом можно назвать поиск инвестиций, не требующих возврата.

А какие проекты нуждаются в инвестициях, не требующих возврата? Правильно, не коммерческие. Ведь если Вы рассчитываете на своем проекте заработать деньги, то вполне естественным будет желание вашего инвестиционного партнера заработать тоже.

В список проектов, не связанных с извлечением прибыли, попадают научные исследования, социальные и благотворительные проекты, арт-проекты и т.д.

В число возможных инвестиционных партнеров, которые можно привлечь для сотрудничества в рамках некоммерческих проектов, попадают не так много фигурантов. Это благотворительные фонды, и неправительственные организации, частные или юридические лица, государственные организации.

Формы предоставления инвестиционной поддержки могут быть самыми разными. Это может быть грантовая поддержка, меценатская помощь, спонсорская или донорская помощь. Вот здесь стоит, пожалуй, дать небольшое разъяснение по вопросу разных видов инвестиционной поддержки.

Меценатская помощь – это безвозмездная помощь ваших друзей, знакомых и незнакомых людей, то есть,  частных лиц.

Спонсорскую помощь обычно ищут при проведении каких-либо ивентов (социальных мароприятий и акций, выставок, фетстивалей, биенале и т.д.). Такая поддержка предполагает бартер в качестве рекламных, или прочих услуг. Обычно готовится несколько «спонсорских пакетов» с разными условиями сотрудничества (может быть «генеральный спонсор», «медийный спонсор», «эксклюзивный спонсор» и т.д.) Спонсорскую помощь могут оказывать и частные, и юридические лица.

Донорство – это оказание финансовой или технической поддержки неприбыльного проекта на конкурсной основе. Донорами выступают юридические лица, у которых должен быть предусмотрен такой вид деятельности.

Грант – это, как правило, растянутое по времени целевое финансирование определенного проекта. Грантовую поддержку могут оказывать государственные организации и фонды, национальные и местные, правительственные и частные. Такая поддержка оказывается тоже на конкурсной основе. Кроме того, грант предполагает создание определенного отчета о проделанной работе и целевом использовании выделенных средств.

Ну и самый распространенный вид спонсорской поддержки в сети Интернет - это краудфандинг. Краудфандинговой поддержкой можно пользоваться и для коммерческих и для благотворительных проектов.

Если Вы в своей деятельности ориентируетесь на будстреппинг (самофинансирование), то честь Вам и хвала. Но если у Вас нет возможности самостоятельно запустить некоммерческий проект или провести какое-нибудь мероприятие, то, как ни крути, финансовую поддержку Вам искать придется.

Здесь и возникают главные трудности.

Человеку с нормальной психикой просить деньги крайне тяжело. Это доказанный социально-психологический феномен. Когда Вы в первый раз сталкиваетесь с фандрайзингом, то может показаться, что на фоне колоссальных социальных проблем ТО, на что Вы просите деньги - абсолютно несерьёзное дело. В результате может возникнуть синдром самозванца и попрошайки.

Как заметила американская писательница и драматург Клэр Уиллет , мы так воспитаны, что смущаемся, когда просим. Мы извиняемся за то, что наша работа стоит денег. Когда Вы продаёте свою картину за деньги – это одно, а когда Вы просите поддержать Вас финансово в процессе работы над этой картиной - это совсем другое.

Такая психология опасна и приводит к обесцениванию творческого труда.


Поэтому главное, с чего надо начинать - это перестать извиняться. 

Вспомните притчу о том, как Ходжа Насреддин вытаскивал тонущего ростовщика из бассейна. Ростовщик барахтался в воде, а люди, протягивая руки, кричали ему «Давай руку! Давай руку!». Только Насреддин, протянув руку, крикнул ростовщику «На, возьми!» и вытянул бедолагу из воды. На вопрос как ему это удалось, он ответил: «Вы все кричали ему «давай руку!» А ростовщик не привык ничего давать, он привык только брать. Поэтому я и крикнул «На! Держи!».

Когда Вы ищите финансирование, Вы ничего не просите. Вы ДАЁТЕ! 

Вы даёте потенциальному спонсору возможность приобщиться к классному проекту! Стать одним из участников творческой команды и принять участие в создании чего-то нового и по-настоящему крутого!

Это формулировка Вашей миссии. Именно это позволит «взбодрить инвесторов», привлечь их внимание, а Вас выделить из бесконечного потока безличных просителей.

Для того, чтобы Ваши усилия увенчались успехом, запомните 10 правил фандрайзинга.

1. Фандрайзинг – это процесс и Вы должны четко ориентироваться, чего хотите в конечном итоге добиться.

Вариант «слупить по-быстрому деньжат» на классную идею – не прокатит. Сбор средств под конкретный проект достаточно длительный процесс и Вы должны учитывать временные рамки. Особенно, если Вы привязываете свой проект к какому-либо событию - социально-значимая дата, коллективная выставка, фестиваль и т.д.

Если Вы рассчитываете на донорскую или грантовую поддержку, то должны будете потратить достаточно много времени на подготовку заявочной документации. Кроме того, у каждого «грантодателя» уходит достаточно много времени на рассмотрение поданных заявок и принятие решения (вся эта процедура обычно оговаривается в условиях участия в конкурсе).

Но даже если Вашим проектом заинтересовался какой-либо фонд, то это не означает, что Вы сразу получите финансовую поддержку. Донорская организация может включить финансирование Вашего проекта в план следующего года.

2. Соблюдайте маркетинговый принцип КТО, ЧТО и ПОЧЕМУ.

Когда Вы начинаете общение с потенциальными спонсорами, меценатами, донорами ( т.е., фактически начинаете компанию по сбору средств), то должны абсолютно четко иметь представление о том, КТО может оказать Вам финансовую поддержку, ЧТО именно в Вашем проекте может «зацепить» потенциального донора и ПОЧЕМУ он может стать Вашим спонсором или меценатом.

Разные инвестиционные партнеры интересуются разными проектами и причины оказания благотворительной помощи у них тоже будут разные. Один может расстаться с деньгами из чистого альтруизма, другой потому, что его друзья тоже поддержали этот проект, третьего обязывает статус и он хочет поднять собственный имидж в глазах общественности. Ну а кто-то захочет получить что-нибудь взамен – книгу с автографом, общение, новые интересные знакомства и новых друзей, бартерную услугу…

3. Принцип «конкретизации».

Просить деньги нужно не на свою компанию или поддержку своей деятельности. Деньги надо просить на конкретный проект.

У Вас должна быть продумана вся логистика проекта и если Вам завтра будут давать деньги, то уже сегодня Вы должны четко представлять на что их потратить. Вы должны будете показать спонсору свой рабочий план, где будет расписан бюджет проекта, сроки поэтапного выполнения работ, необходимые материалы, транспортные и прочие расходы.

Вы должны заинтересовать потенциального инвестора своим проектом, показать на какие проблемы хотите обратить внимание социума, какой вызвать общественный резонанс.

Подумайте, можете ли Вы доказать инвестору, что проект, над которым Вы работаете, представляет значительную ценность для Вашего региона, определённой сферы или целевой аудитории?

Инвестор может ничего не понимать в Вашей деятельности, но если Ваш проект поможет ему в лоббировании определенных общественных интересов, то он вполне сможет оказать Вам спонсорскую поддержку.

4. Принцип «сопричастности».

Привлечение финансов – это привлечение людей и построение с ними долгосрочных отношений. Вы должны заинтересовать потенциального донора на эмоциональном уровне. Он должен быть вовлечен в Ваше творчество и больше радоваться Вашим успехам, чем Вы сами.

5. Работайте не с организациями, а с людьми.

Куда бы Вы не обращались за спонсорской помощью - в фонд или на предприятие – ставку нужно делать на конкретного человека (ответственного сотрудника или руководителя). Начинать надо с того, что близко этому человеку. Важно показать, насколько Вам важен его вклад в проект и каким будет конкретный результат. С людьми, которые заинтересовались Вашим проектом, желательно завязывать долгосрочные отношения. Это позволит  сотрудничать с Вашими спонсорами и по окончанию проекта.

6. Принцип личного общения.

Время идет, коммуникации переходят в интернет-технологии, и Вы с успехом можете общаться через социальные сети, форумы, чаты, но если Вы разместите у себя на сайте или блоге кнопочку с надписью «оказать материальную поддержку», то в нашей стране ждать нажатия придётся бесконечно. В финансовых вопросах ни телефон, ни скайп не заменят личное общение.

В 90 % случаев финансовая поддержка оказывается лично Вам, а не Вашему проекту. Если Вы интересный человек и харизматическая личность, то личное общение - это залог Вашего успеха на «инвестиционной паперти» (правда, это не значит, что Ваш проект может быть полным фуфлом)

7. Ориентируетесь на человека, как на покупателя.

Ваша задача – продать ему идею. Продать – это значит увлечь настолько, чтобы человек захотел Вам помочь осуществить свой проект. Помощь может быть не обязательно в денежной форме. Помощь может быть в виде технических, или организационных услуг.

8. Лучше узнайте тех, с кем планируете работать.

Попытайтесь собрать максимум информации о Вашем потенциальном инвестиционном партнере.

Ответьте на несколько вопросов:
  • Вы абсолютно уверены в том, что именно этот проект подходит именно этому спонсору?
  • Вы анализировали проекты, которые он поддерживал в прошлом?
  • Вы выяснили среднюю сумму такой поддержки?
  • Вы знаете, какие у спонсора приоритеты в финансировании?
Не забывайте также, что в погоне за инвестициями (особенно теми, которые оказываются на конкурсной основе) у Вас обязательно будут конкуренты. О них Вы тоже должны выяснить все. Это поможет правильным образом подготовить документы на получение гранта. Кстати, безвозмездная помощь Ваших друзей, коллег, знакомых или партнеров в подготовке документов на получение гранта тоже должна входить в Вашу фандрайзинговую программу.

9. Информационная поддержка.

У Вас обязательно должен быть сайт проекта и визитная карточка проекта. Не забудьте во время всевозможных встреч и переговоров оставлять Вашим потенциальным партнерам не только свои визитки, но и визитки проекта.

Хорошую медийную поддержку можно получить от компаний кабельного телевидения. Обычно, небольшие ТВ - студии испытывают нехватку информационного контента. Информация об организации резонансного некоммерческого проекта может заинтересовать телевизионщиков и они с удовольствием отснимут небольшой сюжет о Вашем проекте для трансляции по сети кабельного ТВ и для размещения на канале компании в сети Интернет.

Если же Вы запланируете сбор средств на некоммерческий проект (например, арт-проект) через краудфандинговую площадку в сети Интернет, то у Вас должна быть организована очень мощная информационная поддержка проекта. Вы должны позаботиться о соответствующих статьях в целевых он-лайн изданиях, заручиться поддержкой лидеров мнений и тематических блоггеров, организовать «движуху» в социальных сетях. Оптимальный вариант -  если этим будете заниматься не только Вы и ваша команда, но и ваши друзья, и привлеченные волонтеры.

10. С миру по нитке.

Не пренебрегайте даже незначительными пожертвованиями от Ваших друзей, знакомых, коллег и партнеров. Главное - не забудьте на официальном сайте проекта включить их в список людей, поддержавших Ваш проект, пригласить на презентацию Вашего проекта и открыто поблагодарить их за оказанную поддержку.


________________________________________

Рекомендуем почитать:



    Комментарии

    Подпишитесь на обновления блога и Вы узнаете много интересного!
    _______________________________