11 ноября 1983 года появился первый прототип компьютерного вируса.

В 1988 году Питер Нортон в интервью журналу Insight Magazine безапеляционно заявил: «Проблемы компьютерных вирусов нет. Мы имеем дело с городским мифом. Это как истории про крокодилов в канализации Нью Йорка - все об этом знают, но никто их никогда не видел.»


На этот раз компьютерный гуру тех лет ошибся.

Первый прототип компьютерного вируса появился 11 ноября 1983 года.

Startup. Дорожная карта

 «Успех - это способность идти от одной 
неудачи к другой без потери энтузиазма»
 (Уинстон Черчилль)
 
Заниматься инновационным предпринимательством интересно, но не просто. Об этом  я уже много раз писал. Мало того, я даже как-то пытался отговорить вас от этого дела, ведь многие  не готовы посвятить всё свободное время и средства стартапостроению (см. статью «Хотите замутить стартап? А оно Вам надо?»).

Однако, иногда случаются энтузиасты, которые, несмотря на все препятствия и сложности, упорно идут к конечной цели. Я могу только выразить таким людям своё уважение. Как говорил римский философ-стоик Луций Анней Сенека, ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ (а может и не он это говорил, суть не меняется :) ).


На самом деле такой скилз, как релайэбилити (умение доводить начатое до конца) очень ценится в сфере предпринимательства и для таких энтузиастов я решил составить «дорожную карту» стартапостроения. Она, в основном, отвечает на те вопросы, которые волнуют любого стартапера: как привлечь клиентов, на что обращать внимание при работе с партнёрами, как получить инвестиции под свой креативный проект и можно ли это сделать в принципе. На последнем вопросе зацикливаются очень многие предприниматели, причем бывает, что в ущерб развитию самого проекта.

Если Вы внимательно прочитаете эту статью и все статьи по ссылкам, то получите стройное представление, что и как надо делать. Дело останется за малым. Взять и сделать. Но руководство это, как я уже говорил, для тех, кто обладает умением доводить начатое до конца. Поэтому и с последним действием у Вас не должно быть проблем :)

Итак, можно ли в нашей стране получить инвестиционную поддержку инновационного стартапа?

Инвестиции под инновационный продукт получить очень сложно, но возможно. Ибо еще  в Писании сказано про поиск инвестиций: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; (Матфея 7:7).

На первых этапах своей «стартаперской деятельности» рассчитывать на инвестиционную поддержку не стоит. Пока у вас нет аналитики продаж и клиентского фидбэка, вы вряд ли сможете убедить инвестора в том, что финансирование вашего стартапа – это выгодное инвестиционное вложение.

На первых порах вам надо рассчитывать только на собственные силы и средства, поэтому очень важна сплоченная работа всей команды. Все члены команды должны понимать, что дело, которым они занимаются - это не личный проект основателя стартапа, а их общий бизнес.

Ответственность за выполнение работ и продвижение проекта в поисках успешной бизнес-модели лежит не только на руководителе, но и на всех членах команды. Неспроста договор между членами команды с четко расписанными обязанностями и распределением будущих доходов некоторые инвесторы запрашивают в первую очередь. Интересно отметить, что многие стартапы «умирают» именно на этапе составления этого документа.

Иногда инвестиционный фонд может запросить портфолио на каждого члена команды, поэтому Ваши коллеги должны быть профессионалами в своём деле и иметь опыт работы в аналогичных проектах. Инвестор должен знать, что у Вашей команды достаточно компетенций для успешной работы в стартапе.

Где взять деньги на первых этапах развития проекта? Как я и говорил, это, в первую очередь, личные средства членов команды. Во-вторую очередь, это спонсорская, донорская или грантовая поддержка. Если у вас в команде есть маркетолог (а он должен быть), то он должен разбираться в фандрайзинге, т.е. уметь искать инвестиции, не требующие возврата (см. 10 принципов фандрайзинга ).

Принимая участие в конкурсах и фестивалях, вы можете получить денежный приз, например, за интересное клиентское решение, или за технологичность, или за харизматичность питча. Это совсем небольшие средства (обычно до 5000 евро), которые вы сможете потратить по своему усмотрению. Желательно пустить их на развитие проекта (инвесторы обычно интересуются, куда были потрачены спонсорские средства). Эти средства можно потратить на рекламу и маркетинг для привлечения клиентов, а можно – на «допиливание» некоторых «фичей» в вашем продукте. Однако, остерегайтесь! О вреде перфекционизма в стартапе я уже предупреждал.

Ваша основная задача на этом этапе создать не минимально жизнеспособный продукт, а минимально продаваемый продукт и получить отзывы от клиентов. На сайте обязательно должна быть видеопрезентация Вашего продукта (читайте, как сделать видеопрезентацию). О том, что у стартапа должен быть свой сайт и информационный блог – я уже молчу!

Кстати, метрики ваших веб-ресурсов также имеют влияние на решения потенциальных инвесторов.

Продолжайте активно продвигать свой проект на конкурсах стартапов, инновационных тусовках, технологических форумах. От этого может быть многократная польза.

Во-первых - нетворкинг. Вы обзаведетесь полезными знакомствами и познакомитесь с интересными людьми. Возможно привлечёте к совместной работе новых партнёров.

Во-вторых - это возможность ещё раз напомнить о своём проекте. Информационный вакуум - это не только большая проблема, но и самая большая опасность с которой встречаются начинающие предприниматели на начальных этапах продвижения своих стартапов. Без активной информационной поддержки стартап существовать не может.

В-третьих - это лишний повод привлечь потенциальных потребителей вашего продукта.

Ну а в-четвёртых, возможно вашим стартапом заинтересуется какой-нибудь ангел.

Самому найти инвестиционный фонд весьма проблематично. Либо у вас должны быть  определенные знакомства в финансово-инвестиционной сфере, либо фонд поможет найти  ангел,  который работает с вами.

Если повезло и вашим проектом заинтересовался потенциальный инвестор, то начинается «самый интересный» этап – этап первых переговоров.


Вы должны быть готовы к этим переговорам и принять во внимание несколько постулатов.

Постулат первый: основная цель инвестора – заработать на вашем проекте.

Постулат второй: Вы не должны просить у инвестора деньги на развитие проекта. Вы должны предлагать инвестору заработать на вашем проекте вместе с вами.

Когда инвестор вкладывает деньги в инновационный стартап, он не занимается благотворительностью, он занимается своей работой и рассчитывает получить прибыль. Поэтому, чем больше инвестор узнает о проекте и о команде стартапа, тем менше у него вероятность совершения ошибки.

Если у инвестора серьёзные намерения относительно сотрудничества, то он наверняка захочет получить дополнительную информацию о вашем проекте и затребует, как минимум, два документа ( это кроме Вашего внутреннего договора между членами команды).
Первый и основной документ стартапа – это Executive Summary .

Executive Summary - это важный маркетинговый документ, в котором кратко обобщаются важнейшие аспекты, основные расчеты и финансовые прогнозы вашего бизнеса.

О том, как правильно составить этот документ, читайте в статье «Что такое «Executive Summary» и с чем его едят».

Второй документ, который может заинтересовать потенциального инвестора – это отчёт по аудиторской проверке Due Diligence.

Due Diligence служит для формирования объективного представления о стартап – компании и должен помочь инвестору разобраться в реальном положении дел в стартапе и снизить риски при дальнейшей работе.

Основное, что должен для себя уяснить инвестор, это:
  • понять, насколько компетентны члены команды стартапа в том, что они затеяли, в чем они сильны, а в чем совсем не разбираются
  • оценить способности фаундеров и СЕО стартапа
  • оценить реальную конкурентоспособность проекта
  • оценить, насколько преподнесенные факты соотносятся с реальным положением вещей и насколько основатели были честны с инвестором.
Подробнее обо всем этом читайте в статье «Зачем стартапу Due Diligence». 

Если Вы были честны с инвестором и  ваш бизнес реально представляет для него интерес, то от переговоров вы перейдете к составлению инвестиционного договора.

Суть такого договора проста. Инвестор выделяет определённое финансирование, а взамен получает определённый процент от компании и возможность накладывать вето на ключевые финансовые и управленческие вопросы. На самом деле, всё далеко не так просто. И подводных камней в таком договоре обычно очень много.

Постулат третий - Договор будет составлен так, как это наиболее выгодно инвестору и наименее выгодно вам. Поэтому готовьтесь к расходам на юридическую поддержку. Ваши юристы должны будут отстаивать ваши интересы.

Как избежать этих камней, на какие вопросы следует обращать внимание в первую очередь и как уберечься от инвестиционных акул, читайте в статье по ссылке.

И напоследок: не смотрите на любого человека, который обещает вам значительную инвестиционную поддержку, как на благодетеля. К сожалению, активная пропаганда стартап-движения и создание вокруг этого лишнего «хайпа» привело к тому, что в тусовку вошли не только новые инновационные предприниматели, но и инвестиционные аферисты.

Задача таких жуликов одна – вместо предоставления помощи – «развести стартаперов на бабло». Поэтому запомните. Ни один «ангел», «венчурный инвестор», или «представитель зарубежного инвестора»» никогда не будет Вам предлагать заплатить деньги за составление, исправление или перевод того или иного документа. Это его работа и на вашем проекте он собирается в дальнейшем неплохо заработать. Поэтому не забывайте, что инвесторам тоже надо делать аудит!

Валерий Пичко для STARTUP NEWS

P. S.   Мы все выдыхаемся. Мы все расстраиваемся. Мы все устаем. Тот факт, что вы выбились из сил и устали от жизни, вовсе не означает, что вы стоите на месте. Каждый человек, которым вы когда-либо восхищались, хоть раз чувствовал поражение в погоне за мечтой. Но это не помешало ему достичь своих целей. Не позволяйте себе сдаваться, что бы вы ни делали, будь-то ежедневная рутина или реализация больших и грандиозных планов.

Когда вы устали, двигайтесь медленно. Двигайтесь спокойно, не спеша. Но не останавливайтесь. Вы устали по вполне объективным причинам. Вы устали, потому что многое меняете и делаете. Вы устали, потому что вы растете. И когда-нибудь этот рост сможет по-настоящему вдохновить вас. 
(Аль Пачино)

__________________________________________


Рекомендуем почитать:



Комментарии

Подпишитесь на обновления блога и Вы узнаете много интересного!
_______________________________